Работа с родителями
Консультация о Правилах Дорожного
Движения
Легко ли
научить ребёнка правильно вести себя на дороге?
На первый
взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил
дорожного движения и никаких проблем.
На самом деле
очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада нарушаем
эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком
неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?
Когда же
ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский
сад, школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли?
Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и
уберечь.
Если вы
действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками
безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и
бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге". она не объясняет
ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность?
Лучше используйте движение в детский сад и обратно для отработки навыков
поведения на дороге.
Ребёнок
твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах:
на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может
гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу,
остановитесь с ребёнком на расстоянии 50см – 1метра от края проезжей
части, обратите его внимание. что посмотреть налево и направо надо обязательно
с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта представляющего
опасность, можно выйти на проезжую часть. переходить дорогу надо спокойным
размеренным шагом и не в коем случае не бегом.
Большую
опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы. здесь
ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит
ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части. На регулируемом
пешеходном переходе объясните ребёнку, что красный и жёлтый сигнал светофора –
запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому что
некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость.
Зелёный сигнал - разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный переход,
поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и направо и
убедиться, что все машины остановились, опасности нет.
Часто ребята
оказываются под колёсами транспорта, когда, выйдя из автобуса или троллейбуса,
пытаются перейти на другую сторону дороги. Объясните ребёнку, что в данном
случае опасно обходить транспортное средство как впереди, так и сзади, потому
что оно большое и из-за него ничего не видно. Надо подождать пока автобус или
троллейбус уедет.
Большую
опасность для детей представляют предметы, загораживающие обзор (заборы,
стоящие автомашины, зимой – сугробы, летом - кустарники, деревья). Лучше отойти
от них подальше, и перейти дорогу, где безопасно. Если ваш ребёнок скоро идёт в
первый класс, то уже сейчас неоднократно пройдите с ним маршрут от дома до
школы и обратно, обращая внимание малыша не все опасности, которые могут
встретиться ему в пути. Заранее оговорите, что в сложной ситуации надо
обратиться к помощи взрослых. Дайте возможность ребёнку пройти этот маршрут
самостоятельно, наблюдая за ним со стороны. Затем детально проанализируйте
вместе с ним все его действия.
«Здоровье всему голова»
Запомни:
- Здоровье
дороже богатства
- Здоровым
будешь – всё добудешь
- Здоровье
не купишь
- В
здоровом теле – здоровый дух
Режим
приёма, а также дозы лекарственных средств надо обязательно согласовывать с
врачом.
Как повысить
иммунитет
Все
процедуры необходимо проделывать с утра до 11.00 в течении 7-10 дней каждый
месяц (в один месяц по одной процедуре)
- Настойка
элеуторококка (1 капля на 1 год жизни)
- Сок
моркови (50,0г)
- Сок
свёклы (50,0г)
- «Флорента»
- 1 ч.л. на ¼ стакана воды, курс 10 дней («Арго», ул.Шагова,4)
- «Аевит»
(витамины)
- Рыбий
жир
- Оротат
калия (курс лечения 10 дней)
- 100г –
дрожжи, 1 ст.л. – сах. песка, 1 ч.л. – какао растопить, добавить 100г
тёртого ореха (Применять по 1 десертной ложке в день)
- 100г
изюма, 100г кураги, 100г грецких орехов, лист столетника перемолоть,
добавить 100г мёда и сок 1 лимона (Принимать по 1 столовой ложке в день)
Лук от семи
недуг
Бронхит,
сопровождающийся сухим кашлем с трудно отделяемой мокротой, можно лечить тёртым
луком с мёдом (1:1). Принимают смесь по 1 ст.л. 4 раза в день вои время еды.
При гриппе свежим соком лука смазывают слизистую оболочку носа или вдыхают его
пары через нос в течении 2-3 минут 3-4 раза в день. Особенно эффективно это
лечение в начале заболевания. Вместо указанных процедур можно ставить марлевые
тампоны с тёртым луком, закладывая их в каждую ноздрю на 10-15 минут 3 раза в
день.
Кашица из запечённого лука способствует созреванию абсцессов, фурункулов и
отхождению из них гноя. Тёплую кашицу накладывают на фурункул и прибинтовывают.
Повязку меняют 2 раза в день.
Свежий сок лука является хорошим ранозаживляющим средством при гнойных, долго
не заживающих язвах и ранах. Он способствует ликвидации зудящих высыпаний на
коже, угрей и веснушек.
Сок и кашицу лука используют для укрепления и предупреждения выпадения волос,
втирая в кожу головы на ночь. Процедуру проводят через день в течении 3-4
недель.
Грипп
Грипп –
чрезвычайно заразное острое инфекционное заболевание, характеризующееся
симптомами интоксикации и слабым дыханием верхних дыхательных путей.
Мы
предлагаем наиболее доступные в домашних условиях методы профилактики гриппа:
- Избегать
массового скопления людей
- Применять
препараты, содержащие витамин С (аскорбиновая кислота ½ драже 3 раза в
день или сироп шиповника 1 ч.л. 3 раза в день)
- Смазывание
носа оксолиновой мазью
- Вдыхание
паров лука и чеснока
- Настойка
элеуторококка 2 раза в день утром и в обед за 30 минут (1 капля на год
жизни детей)
- 300г
грецких орехов, 300г кураги, 300г изюма, 2 лимона с цедрой пропустить
через мясорубку. Добавить 300г мёда. Применять по 1-2 ч.л. в день
- Чеснок
натереть на тёрке, смешать с мёдом (1:1). Принимать детям по 1 ч.л.,
взрослым по 1 ст.л., запивая водой, перед сном.
- Смазывать
заднюю стенку глотки растительным маслом (оливковым, персиковым,
абрикосовым, маслом шиповника). Для этого 2-3 раза в день закапывайте
масло в нос (половину пипетки в каждую ноздрю), после этого сразу же лягте
на спину, чтобы масло прошло через полость носа и, достигнув задней стенки
глотки, смазало её. Достаточно полежать 5-10 минут.
Ларингит
Острый
ларингит – это воспаление слизистой оболочки гортани. В результате голос хрипнет,
иногда полностью пропадает голос на несколько дней. Беспокоят саднение в
гортани, кашель.
При этом заболевании необходим голосовой покой. В первые 3-4 дня хороший эффект
дают ножные ванны (1 ст.л. порошка горчицы на 5 литров горячей воды) и согревающие
компрессы на область гортани. Смочите чистую мокрую тряпочку тёплой водой,
наложите её на область гортани, сверху вощённую бумагу или часть
полиэтиленового пакета, затем слой ваты и всё прибинтуйте.
Хорошо пить тёплое молоко с содой (1/2 ч.л. пищевой соды на стакан тёплого
молока). Для разжижения слизи, скапливающейся в гортани и на голосовых
складках, рекомендуются ингаляции с пищевой содой. Противовоспалительное и
успокаивающее действие оказывают ингаляции смесью лекарственных препаратов и масел
в аэрозольной упаковке «Каметон» или «Ингалипт».
Фарингит и
ларингит
С
наступлением холодов обычно резко увеличивается заболеваемость ОРВИ, гриппом, а
одновременно и фарингитом, ларингитом.
При остром фарингите восполняется слизистая оболочка задней стенки глотки. Его
первые симптомы: ощущение першения, сухости, царапанья в глотке. Может
повыситься температура тела. Уменьшить неприятные ощущения в горле помогают
полоскания йодно-содовым раствором (1/2 ч.л. пищевой соды и 2-3 капли
5%настойки йода на ½ стакана воды). Полоскать горло 3-4 раза в день. Для
полоскания можно использовать тёплый отвар листьев эвкалипта (1/2 ст.л. на
стакан воды), настойку эвкалипта (10-15 капель на стакан тёплой воды)
Положительный терапевтический эффект дают ингаляции с отварами различных
лекарственных растений: ромашки, шалфея, липового цвета.
Горячий отвар налейте в чайник и дышите через бумажную воронку в течении 5-7
минут. Вдох делайте ртом, а выдох через нос.
Консультации для родителей
«Положи твоё сердце у чтения»
Ребёнок
седьмого года жизни, научившись читать, самостоятельно постигает с малых лет
известную ему «Репку» и размышляет над сказкой: «И зачем было такую репку
сажать, которую сам вытянуть не можешь! А эти! Прибежали, зовут друг друга,
суетятся, и все такие беспомощные. Не нравится мне эта сказка!»
Им,
сегодняшним детям, в художественном произведении не нравится многое: и то, что
в пушкинской сказке о рыбаке и рыбке старуху обвиняют. За что её ругать: со
стариком 30 лет и три года прожили, ничего не нажили, и после этого она к нему
хорошо относиться должна! И то, что Колобок таким несообразительным оказался:
надо было не повиноваться Лисе, а заменить её на ту, что помоложе, что лучше
слышит, тогда бы и жив остался. Не нравится и то, что Каштанка, проявив свою
собачью сущность, мчится на голос старого хозяина, забыв о своём положении
примы на арене цирка, сытной еде, коврах и удобствах в доме хозяина нового:
куда мчится – то: к полям, стружкам, пинкам!
Сегодняшние
дети видят жизнь, изображённую в художественном произведении, по-другому,
приоритетными считают иные ценности, имеют иные суждения о том, что было и что
есть, и мы, взрослые, это знаем, но понять мир ребёнка конца 20 века не можем,
потому что не хотим. Мы по-прежнему утверждаем, что «Репка» - это сказка о
дружбе, о силе коллектива, способного совместно сделать большое дело, которое
неподсильно одному, не задумываясь о том, что по этому поводу думает малыш.
Наше общение
с ребёнком в процессе чтения художественного произведения зачастую или не предполагает
никакого разговора о прочитанном, или имеет форму диктата: понимай, как я,
думай, как я. Результат такого общения – не только практически полная потеря
интереса к чтению, к обдумыванию прочитанного (по мнению исследователей, только
от 2 до 8 % детей-школьников любят читать и своей ведущей деятельностью считают
чтение), но и воспитание новой человеческой генерации – безразличных ко всему
на свете конформистов. Этот процесс начинается в семье, ДОУ и успешно
продолжается в школе, заканчивая которую ребёнок усваивает: говорить надо не
то, что думаешь, а то, что хотят услышать от тебя.
Недовольство
взрослых могут вызвать и вызывают детские фантазии, основанные на невольном
фонетическом искажении прочитанного. Многие дети верят в то, что в народных
сказках существует какой-то несчастный Добран, которого все жуют, потому что
так они слышат известную концовку: «Стали жить-поживать, да добра наживать».
У ребёнка
дошкольного возраста речевой слух находится в процессе развития. Малыш не
всегда различает звуки речи, не всегда может уследить за непрерывным потоком
слов. Ему бывает, неясен как смысл каждого отдельного слова, услышанного
впервые или в непривычном сочетании, так и смысл фразы в целом. У дошкольника
словарный запас и жизненный опыт не настолько велик, чтобы безупречно
ориентироваться в звучащем тексте. В результате, услышанное им трактуется
по-своему, так, как понятно только ему. Созданное малышом глубоко
индивидуально, образно, красочно. За неправильно понятым словом или фразой
порою встаёт целый мир детских видений, в котором ребёнку уютно потому, что он
стал для него близким, отчётливым.
У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео,
телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие
активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы
ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги.
Период
тотального влияния электронных зрительных образов на ребенка начался в России
сравнительно недавно. Проблема «Визуальная культура и ребёнок» только начинает
изучаться. Но аксиомой в ней является то, что мы не имеем права лишать ребёнка
всего того, что создано технической мыслью нашего века, как и не имеем права не
замечать и не исследовать то отрицательное, что электронный мир таит в себе.
Причём внимание к этой проблеме должны проявлять все: от матери до
исследователей.
Ещё в 1960
году английским писателем Д.Б.Пристли было замечено, что готовые зрительные
образы не содействуют развитию собственной способности создавать, образно
мыслить. Это обедняет человека духовно, не пробуждает творческой энергии, даёт
готовые поведенческие штампы, причём зачастую далеко не лучшие их образы.
Находясь в
электронном мире, дети научились обходиться без нас, взрослых. И это ещё одна
проблема, которую мы стараемся не только не замечать. Но поощряем и
приветствуем такие взаимоотношения. Ведь они освобождают нас от постоянных
«почему?», «поиграй со мной», «что будет, если…».
Сейчас весь
мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребёнка, как сделать компьютер
союзником книг, помощником читателя.
традиционно проблема формирования грамотного читателя считалась школьной
проблемой, но сегодня почти все дети, идущие в школу, умеют читать и к семи
годам успевают устать от постоянных упражнений в технике чтения и возненавидеть
и «маму, моющую раму», и «Репку», и все книги, которые им ещё предстоит
прочесть. Мы учим детей читать, но не учим уважать и понимать книгу, осознавать
её роль в жизни человека, не учитываем индивидуальность ребёнка. Исследования
по указанным проблемам, проведённые в течении более чем полутора веков, стали
для нас догматом, а не основной для изучения современного ребёнка и его
взаимоотношений с книгой вообще, и с современной книгой в частности. Думается,
именно сейчас мы должны не только обратить внимание, но и приступить к
деятельному решению этих проблем.
«Учим ребенка общаться»
Родителям
хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с
окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире
взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в
этом.
Способность
к общению включает в себя:
1. Желание
вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
2. Умение
организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника,
умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
3. Знание норм
и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
От рождения
до 1 года ведущим типом деятельности (тем, в котором происходят основные
качественные изменения психики ребенка) является
непосредственно-эмоциональное общение с матерью.
На первый
взгляд новорожденный производит впечатление примитивного организма, зависимого
от внешних воздействий. Да, у него есть элементарные рефлексы: сосательный,
оборонительный, ориентировочный, хватательный, опорный и др. По данным
исследования ученых, младенцы предпочитают человеческое лицо простым фигуркам,
а трех -четырехнедельный ребенок отличает лицо матери от лица незнакомого
человека. Уже в первые недели малыш способен подражать выражению лица взрослого
и быть инициатором контакта, в его распоряжении находятся такие средства
общения, как улыбка и плач.
На втором
месяце жизни возникает специфическая человеческая потребность – в общении с
другим человеком. У малыша она проявляется в «комплексе оживления». Эта реакция
выражается бурным движением ручек и ножек. В три месяца ребенок уже выделяет
близкого ему человека, а в шесть отличает своих от чужих. В это время для ребенка
важно слышать голоса близких ему людей, чувствовать прикосновения, поглаживания
– телесные контакты.
Далее
общение ребенка и взрослого начинает происходить в совместных действиях.
От 1 года до
3 лет ведущий тип деятельности – предметно-манипулятивный. Ребенок открывает для
себя смысл и назначение предметов благодаря общению со взрослыми. Уже к
полутора годам ребенок способен устанавливать связь между словом, обозначающим
предмет, и самим предметом. В словаре появляются первые слова. Далее развитие
способности к общению связано с развитие речи ребенка.
Критериями
гармоничных отношений между ребенком и родителями можно считать:
- создание у ребенка уверенности в том, что его любят
и о нем заботятся;
- признание права на индивидуальность, в том числе
непохожесть на родителей;
- сохранение независимости ребенка. Каждый человек
имеет право на «секреты».
В возрасте
3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся
потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.
Большинство
родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая
одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не
всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку
в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом
поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека),
«Зоопарк» (подражание зверям).
Отдельно
хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника – замкнутость,
застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой
коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть
психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные
отношения в семье.
Важным
компонентом благополучного развития ребенка является формирование его
адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают
родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего
возраста). Качества адекватной самооценки – активность, находчивость,
чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.
Советы
родителям по формированию адекватной самооценки:
- не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не
стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно.
Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от
сделанного;
- не перехваливайте ребенка, но и не забывайте
поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и
наказание, должна быть соизмерима с поступком;
- поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет
лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше
его;
- не забывайте поощрять и других в присутствии
ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может
также достичь этого;
- показывайте своим примером адекватность отношения к
успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;
- не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте
его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
Игры,
позволяющие выявить самооценку ребенка
«ИМЯ» -
предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить
свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию
о восприятии и принятии имени ребенком.
«Сорви
шапку», «У нас все можно» и др.
Принципы
общения с агрессивным ребенком:
- для начала поймите причины, лежащие в основе
агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна
разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для
этого не самые лучшие средства;
- помните, что запрет, физическое наказание и
повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;
- дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность,
сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать
игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который
вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка
снизилась;
- показывайте ребенку пример миролюбивого поведения.
Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек
гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы
«мести»;
- пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует,
что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать
или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.
Игры на
выплеск агрессивности
«Брыкание» -
ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться,
касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно
увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит
«Нет», увеличивая интенсивность удара.
«Кукла Бобо»
- кукла для выплеска агрессии.
«Разыгрывание
ситуации»
Как строить
взаимоотношения с конфликтными детьми
- сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с
другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или
бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают
моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего
разражаются «бури»;
- не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого
ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться
в причинах ее возникновения;
- после конфликта обговорите с ребенком причину его
возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели
к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной
ситуации;
- не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он
может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать
провоцировать их;
- не всегда следует вмешиваться в ссоры детей.
Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться,
лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него – дети сами
могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же
во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой»,
следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у
побежденного.
Игры: «На
кого я похож» - сравнение себя с животным, цветком, деревом
«Спина к
спине» - игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть
собеседника.
«Сидящий и
стоящий».
Застенчивость
Последствия:
- препятствует тому, чтобы встречаться с новыми
людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;
- удерживает человека от выражения своего мнения и
отстаивания своих прав;
- не дает другим людям возможности оценить положительные
качества человека;
- усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и
своем поведении;
- мешает ясно мыслить и эффективно общаться;
- сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и
депрессии.
Помощь
ребенку в преодолении застенчивости – разрешима, пока ребенок еще маленький. Т.
к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль
поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».
Игры:
рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек»,
«Сборщики»
Советы
родителям замкнутых детей:
Замкнутый
ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.
- расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите
его в новые места и знакомьте с новыми людьми;
- подчеркивайте преимущества и полезность общения,
рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое
удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;
- стремитесь сами стать для ребенка примером
эффективно общающегося человека;
- если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия,
ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за
квалифицированной помощью.
Отдельную
группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и
гиперактивностью. Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на
чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а
гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Причины
возникновения данных отклонений многопочвенны. В домашней программе коррекции
детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать
поведенческий аспект:
1. Изменение
поведения взрослого и его отношения к ребенку:
- проявляется достаточно твердости и
последовательности в воспитании;
- контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему
жестких правил;
- не давайте ребенку категорических указаний,
избегайте слов «нет», «нельзя»;
- стройте взаимоотношения с ребенком на
взаимопонимании и доверии;
- реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (шутите,
повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.
д. );
- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами
много раз;
- не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно
принес извинения за проступок;
- выслушайте то, что хочет сказать ребенок.
2. Изменение
психологического микроклимата в семье:
- уделяйте ребенку достаточно внимания;
- проводите досуг всей семьей;
- не допускайте ссор в присутствии ребенка.
3. Организация
режима дня и места для занятий:
- установите твердый распорядок дня для ребенка и всех
членов семьи;
- чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить
задание, не отвлекаясь;
- снижайте влияние отвлекающих факторов во время
выполнения ребенком задания;
- избегайте по возможности больших скоплений людей;
- помните, что переутомление способствует снижению
самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
4. Специальная
поведенческая программа:
- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо
выполненное задание и наказание за плохое поведение.
- не прибегайте к физическому наказанию
- чаще хвалите ребенка, т. к. он чувствителен к
поощрениям
- составьте список обязанностей ребенка и постепенно
расширяйте его, предварительно обсудив их с ребенком
- воспитывайте в детях навыки управления гневом и
агрессией
- не старайтесь предотвратить последствия забывчивости
ребенка
- не разрешайте откладывать выполнение заданий на
другое время
Помните, что
словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, т. к.
гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.
Для детей с
дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства
убеждения «через тело»:
- лишение удовольствия, лакомства, привилегий
- запрет на приятную деятельность, телефонные
разговоры
- внеочередное дежурство на кухне и т. д.
Надеемся,
что наши рекомендации помогут семьям в вопросах воспитания детей.
«Почему дети разные?»
Почему дети
разные? Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как
только закроется дверь за мамой или папой? Почему некоторые дети при
поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с
воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней
чувствуют себя, «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми
взрослыми, незнакомыми детьми могут стать для ребенка серьезной психической
травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви,
внимания, защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким,
бестравматичным.
Нетрудно
заметить, что уже в первые годы жизни дети отличаются друг от друга поведением.
Одни шустрые, энергичные, другие более пассивные, третьи хотя и активны, но
медлительны. Идеал большинства взрослых – послушный ребенок. Но не к каждому
малышу подходит этот эпитет. Драчун и «паинька», «сорви голова» и робкий, боязливый,
неумелый, требующий постоянной опеки и вполне самостоятельный – вот какие они
разные, наши малыши!
Отчего же
зависят индивидуальные особенности детей? В этом важно разобраться! Многое,
безусловно, решает воспитание. Ребенок не рождается добрым или жадным,
послушным или капризным, самостоятельным или неумелым. Эти особенности
складываются постепенно, под влиянием условий жизни и воспитания. Имеет
значение и состояние здоровья ребенка. Если малыш ослаблен, много болеет, он
может стать вялым, раздражительным, капризным.
Но ведь есть
случаи, когда дети растут и воспитываются в одинаковых условиях, в одной семье,
одинаково здоровы, а ведут себя по-разному. С самого рождения дети отличаются
друг от друга особенностями нервной системы, накладывающими отпечаток на
поведение ребенка. Эти особенности сказываются на общей подвижности малыша,
быстроте движений, темпе речи, на том, как скоро и легко возникают чувства и
насколько они сильны. Вследствие этого дети очень рано начинают проявлять себя
как шустрые или медлительные, энергичные или вялые, более или менее
эмоциональные. Один ребенок бурно выражает свои чувства: будучи недоволен,
громко плачет и столь же ярко выражает радость, заливаясь смехом, приходя в
восторг. Другой при подобных же обстоятельствах лишь тихонько хнычет или
добродушно улыбается.
Тип высшей
нервной деятельности очень устойчив и мало поддается изменениям. Однако надо
иметь в виду, что ярко выраженные представители того или иного типа нервной
системы встречаются среди детей реже, чем так называемые «переходные». Другими
словами, ребенок может проявлять в своем поведении особенности, свойственные
как одному, так и другому типу.
Случается
также, что истинный тип высшей нервной деятельности как бы маскируется под
влиянием условий жизни и воспитания. Например, возможно, что ребенок от природы
быстрый, подвижный, а его флегматичная мама не дает возможности активно
двигаться. Постепенно он становится малоподвижным, флегматичным.
Чрезмерная
строгость в отношении к ребенку, злоупотребление наказаниями, постоянные
запреты также могут привести к маскировке типа высшей нервной деятельности, при
которой ребенок с сильными нервными процессами, подвижный может стать робким,
тихим, малоактивным. Однако в первые годы жизни типологические особенности
проявляются наиболее отчетливо.
«Уравновешенный
ребенок»
Дети с
сильными, уравновешенными нервными процессами, чаще всего настроены бодро,
плачут изредка и не без существенной (с их «точки зрения») причины, а
при ее устранении быстро успокаиваются. У них преобладают положительные эмоции
– радость, удовольствие. Сон глубок и продолжителен. Такой ребенок легко
вступает в контакт со взрослыми, детьми, не боится новых людей, что
благоприятствует формированию общительности. Однако, если родители, добиваясь
послушания, будут запугивать малыша, он может стать боязливым, замкнутым,
плаксивым.
«Шустрики»
У таких
детей процесс возбуждения сильнее, чем процесс торможения (условно назовем
их легковозбудимыми). Особенностью их физического развития на первом году
жизни является неравномерное увеличение веса по месяцам – то в пределах нормы,
то ниже ее.
При
приближении времени кормления такие младенцы обычно проявляют большую
нетерпеливость: громко и продолжительно плачут. Приняв небольшое количество
пищи и утолив голод, может тут же уснуть.
Сон таких
детей неглубокий, чуткий. Малейший разговор, даже шорохи в комнате, где спит
ребенок, могут разбудить его.
У таких
детей обычно легко формируется общительность. Они быстро вступают в контакт с
незнакомыми детьми, но нередко являются и зачинщиками конфликтов, так как им
труднее, чем другим детям, сдерживать свои желания и побуждения. Понравилась
лопатка, которую держит в руках сосед, тут же тянет ее к себе; на бегу толкает
кого-то Он и не хотел этого, но его вечная неугомонность делает его «без вины
виноватым».
Воспитывая
таких маленьких непосед, надо особые усилия направлять на развитие у них
выдержки, положительных взаимоотношений с детьми и взрослыми, интереса к
занятиям, требующим усидчивости, устойчивого внимания. Этого можно добиться своей
эмоциональностью, искренней заинтересованностью, одобрением самых небольших
успехов малыша.
«Мямлики»
Нервные
процессы этих детей характеризуются преобладанием торможения. Они медлительны,
невозмутимы, благодаря ровному, спокойному поведению не доставляют обычно
хлопот. Но некоторых взрослых (холериков), которые сами привыкли все
делать в быстром темпе, могут раздражать своей медлительностью. Ребенку надо
помочь преодолеть присущую ему инертность, а не сердиться за медлительность.
Дети этого
типа нередко имеют вес, превышающий средние нормы, хороший устойчивый аппетит.
Едят медленно, обстоятельно. Сон их глубок и продолжителен. А вот активности им
порой не хватает. Заметив это, взрослые должны чаще побуждать малыша к разнообразной
деятельности, к проявлению самостоятельности. Не следует делать за ребенка то,
что он может выполнить сам, хотя и не так быстро, как этого хотелось бы
взрослым. Проявите чуточку терпения! Ребенка порадует и подбодрит похвала
взрослого, одобрение пусть самых малых его успехов.
Возможно,
некоторым взрослым нравятся медлительность и невозмутимость ребенка, и они не
стараются преодолеть его инертность. Ведь такой ребенок не доставляет много
хлопот, в общем-то, это удобно! Но следует в таком случае подумать и о его
будущем. Пройдет время, малыш подрастет и станет школьником. Его медлительность
может мешать ему в учении, а неловкость и нерасторопность в играх сделают его
предметом насмешек сверстников.
Впечатлительные
дети
Эти дети
требуют особого ухода, потому что их тип нервной системы условно называют
слабым. Эти дети очень чувствительны ко всему происходящему вокруг, они чутко
реагируют на настроение окружающих, а их собственное настроение отличается
неустойчивостью. Самые малозаметные причины могут огорчать их и вызывать плач.
Если такого ребенка ничто не беспокоит, он приветлив. Радость выражает улыбкой
или тихим смехом, а будучи недоволен чем-то, хнычет, стараясь привлечь внимание
взрослых. Это деликатные дети, не требовательные, но остро переживающие
малейшие обиды. Они быстрее, чем другие утомляются, что особенно заметно у
самых маленьких. Сон их неглубок, потому что для полноценного отдыха им нужно
создавать спокойную обстановку, по возможности исключать шумы.
Подрастая,
такие дети могут чувствовать себя неуютно в обществе сверстников: то кто-то
толкнул его, то сломал песочный пирожок, то взял формочку. Для других детей это
может и не иметь значения: толкнули – он отошел, сделал другой пирожок, взял
свою формочку, а нашему малышу – «слабышу» небезразлично, он огорчается и
старается уединиться. Такие дети более остро реагируют на все новое: могут
пугаться непривычной обстановки, незнакомых взрослых, большого количества
других детей. Зачастую именно они трудно и болезненно переносят поступление в
ясли или детский сад. К этому событию их нужно готовить особенно тщательно.
Задача взрослых – помочь такому ребенку войти в детское общество.
Такого
ребенка не стоит излишне опекать, так как это только изнежит его, сделает
неуравновешенным, робким. Подбадривая, поощряя похвалой, надо помогать ему
преодолевать боязнь. Пусть больше двигается, выполняет поручения взрослых,
обращается по их заданию к другим детям и взрослым с вопросами и просьбами,
приобщается к самостоятельности. Первые успехи окрыляют малыша, он становится
все смелее и решительнее.
Период
адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но
и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа родителей и воспитателей.
Рассказывая воспитателям об интересах, привычках своих детей, о состоянии их
здоровья, об уровне развития, о том, как спит ребенок, любит ли он играть,
трудиться, родители способствуют развитию открытых и доверительных отношений с
педагогами, помогают воспитателю найти индивидуальный подход к ребенку.
В наших
общих интересах добиться того, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания
к новой среде на уровне легкой адаптации и всячески предупреждать и не
допускать проявления тяжелой адаптации!